Рассказывает дочь Лидия Ивановна Демина. Текст представлен в оригинальном, авторском виде (орфография и пунктуация сохранены).
«Родилась в селе Урожаевка Павлоградского района Омской области. Когда началась война, мама (Мария Александровна), брат (дядя Миша) и бабушка Ульяна жили втроём. Дядя Миша работал на тракторе до войны. В селе был единственный трактор. В основном пахали на быках и волах. На тракторе работать было быстрее и поэтому, дядю хоть и призвали на фронт, но он успел заработать много трудодней и поэтому в конце года семье выдали много зерна. Его хватило на весь год. Поэтому мама с бабушкой не голодали, а вот остальным было голодно. Люди последнее отдавали на фронт. Мама рассказывала, что по дворам ходил агент, который записывал какая скотина у кого в хозяйстве и сколько чего сдать надо будет. Мама с бабушкой сдавали мясо, масло, яйца, шкуры. Со шкуры делали полушубки для военных. Мама устроилась работать поваром на полевой стан, хотя ей было всего 14 лет. А ещё пахала на волах землю. Тогда все работали, чтобы обработать как можно больше земли. Ей было очень трудно, она маленькая была и возрастом, и ростом. В колхозе мама всегда передовиком была. Её даже наградили красной косынкой. Это считалось большой наградой.
В 1942 году к ним пришёл председатель и сказал, что подселяет к ним солдата. И так папу моего поселили. Бабушка и мама жалели его, ухаживали за ним, ногу лечили (он прибыл с фронта с ранением ноги). Папа, когда ухаживал за мамой, повёл её в кино на фильм «Красный галстук». И они часто шутили на эту тему, что красная косынка пришла на Красный галстук посмотреть.
В пятидесятых годах папа решил вернуться к родителям на Украину, и мы поехали с ним. Мы в селе жили под Киевом. Мама сразу же устроилась на стройку. Потом она устроилась работать на завод имени Артёма. Позже мама устроилась работать санитаркой в больницу
Отцу, как инвалиду войны, дали землю. Но эту землю обрабатывать не так просто. Всё было усыпано патронами. Прежде, чем обрабатывать, нужно было собрать все патроны. И страшно копать, а вдруг там мина. Столько людей на минах подорвалось после войны.
Мама умерла в 96 лет. Она всю жизнь работала. Её награждали очень много. Но у меня ничего нет. Всё осталось на Украине. Думала, поеду, заберу, а тут война началась.»
|