В 1939 году брат вместе с Полиной переехал в город Алма-Ата. 18 июня 1941 года Полина приехала в гости к старшей сестре Марии, которая жила в Киселевске. А через четыре дня началась война. Полина осталась в Киселевске. Через неделю устроилась телефонисткой в Центральную пожарную охрану № 1, затем ее назначили командиром взвода, а впоследствии и начальником пожарной охраны. Девушка совмещала работу с обучением военным специальностям: посещала курсы медсестер в городской больнице, занятия по снайперской подготовке, которые проводил старший лейтенант военкомата.
В 1943 году Полина подала в военкомат просьбу отправить ее на фронт. В поселке Амерево, что в Подмосковье, девушек обучали снайперскому делу. Занимались по двенадцать часов. Сами оборудовали себе жилью, а сначала жили в палатках. Вместо зарядки бегали умываться на речку, которая находилась в полутора километрах от лагеря. Девчата учились ходить на лыжах, окапываться, ползать по-пластунски, опознавать противника.
Затем будущие снайперы в Подольске обучались десять месяцев в Центральной женской комсомольской школе снайперской подготовки при ЦК ВЛКСМ, где особое внимание уделялось овладению снайперским прицелом. После прохождения курса снайперской подготовки Полину как отличницу оставили в инструкторской роте еще на три месяца, чтобы обучать новобранцев. Но все-таки Полина добилась, чтобы ее отправили на фронт. Двадцать четыре девушки, среди которых была и Полина, из-за отсутствия вагонов – «теплушек», ехали на фронт на платформах с танками – по две в каждом танке.
Когда прибыли на фронт, старшего сержанта Полину Смирнову определили в 24-ю гвардейскую стрелковую Краснознаменную Евпаторийскую дивизию в 71-й гвардейский Краснознаменный ордена Кутузова стрелковый полк, вместе с которым по трудным фронтовым дорогам она прошла от Шауляя до Кенигсберга.
На «охоту» снайперы выходили обычно парами. Иногда приходилось сидеть не один день, чтобы поразить цель. Место каждый день нужно было менять. Боец Смирнова первой из вновь прибывших девчат открыла свой снайперский счет. Командир перед строем объявил ей благодарность. Когда полк был в обороне, девчат не пускали на передовую: они в это время работали медсестрами. Полина помогала перебинтовывать раненых и писала письма их родственникам.
Когда полк двигался на запад, освобождая Прибалтику, Польшу, Восточную Пруссию, то бывало, приходилось идти по 60-70 километров в день при полном боевом снаряжении. Однажды, около землянки взорвался снаряд. Полина получила ранение. Около двух месяцев пришлось пролежать в госпитале. А когда выздоровела – снова на передовую. Догнала свою часть.
За форсирование Немана Полина Смирнова была награждена медалью «За боевые заслуги». Но самыми ожесточенными были бои за взятие немецкой цитадели в Восточной Пруссии – города - крепости Кенигсберга. Полина Смирнова была награждена медалью «За отвагу»: она спасла семнадцать раненных, и медалями «За взятие Кенигсберга», «За Победу над фашистской Германией».
Третьего мая 1945 года Полина сделала последний выстрел из своей винтовки по врагу. А незадолго до этого ее контузило. Всего за годы войны снайпер Смирнова уничтожила 36 фашистов. Она спасла жизнь 68 раненным бойцам. Победный май сорок пятого года Полина встретила в порту Пиллау (Балтийск) на берегу Балтийского моря.
Съездив в отпуск в родной Киселевск, старший сержант Смирнова вернулась в свой полк, который предполагалось передислоцировать на Дальний Восток. А пока Полина обучала снайперскому делу еще 30 новичков. Но планы командования изменились, и был дан приказ двигаться в Брянск. Шли пешком целый месяц. Через Польшу, Литву шли только днем, потому что литовские бандиты «лесные братья» постоянно обстреливали колонну их полка. В этом походе погибло 15 наших бойцов. Брянск станет отправной точкой совместной жизни для старшего лейтенанта Василия Букина и старшего сержанта Полины Смирновой. В 1946 году они поженились.
В январе 1948 года семья переехала в Киселевск. Полина Михайловна работала в спец конторе по тушению подземных пожаров, затем завхозом в Киселевском педагогическом училище. В 1965 году она перешла на такую же должность в Добровольное спортивное общество «Труд», где принимала активное участие в укладке беговой дорожки на стадионе «Шахтер» и в строительстве лыжной базы на Березовой роще. После открытия базы Полина Михайловна была назначена директором этого спортивного объекта. С этой должности она и ушла на пенсию в 1980 году.
Полина Михайловна через Совет ветеранов снайперской школы в Москве нашла адреса своих однокурсниц и в 1975 году принимала у себя в Киселевске участниц встречи снайперов Сибири и Дальнего Востока.
За свой ратный подвиг Полина Михайловна Букина удостоена в послевоенные годы юбилейных наград. Полина Михайловна гордилась тем, что посвятила свою жизнь борьбе с фашизмом и военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Материал о снайпере был отправлен в единую электронную базу данных об участниках Великой Отечественной войны в рамках акции по созданию в Главном Храме Вооруженных сил Российской Федерации историко-мемориального комплекса «Дорога памяти» и во всенародный исторический депозитарий «Лица Победы».
Информацию представила сноха Людмила Николаевна Квасова.
|