Рассказывает внучка Елена Сергеевна Филонова: «Родился 31.05.1918г. в деревне Мельниково Санчурского района, Кировской области. Закончил 5 классов, отучился на мастера лесозаготовок.
В 1937 году был призван стрелком на срочную службу в армию. В те времена служили по 3 года, и в 1940 году Константин планировал вернуться. Но жизнь рассудила иначе... В 1938 -1939 годах он поступает курсантом на командира отделения и по окончанию курсов в декабре 1939 года он зачислен в 443-й Западный стрелковый полк командиром отделения, а в марте 1940 года становится помощником командира взвода 36-го инженерного отдельного саперного батальона 7-й стрелковой Эстонской дивизии.
В 1940 году выходит приказ народного комиссара обороны СССР о продлении службы младшим и средним начальствующим составом в Красной Армии на 1 год – и Константин Матвеевич остается дослуживать.
Войну он встретил на острове Даго (Хийума) Эстонской ССР. С присоединением в 1940 году Эстонии к Советскому Союзу на островах развернулись обширные инженерные работы по сооружению береговых батарей, аэродромов и пунктов базирования кораблей. Батареи были открытыми, т. е. личный состав и материальная часть защищались лишь кольцевыми орудийными двориками.
Бои на острове Даго (Моонзундская оборонительная операция) проходили с 6 сентября до 22 октября 1941года. Находясь фактически в глубоком тылу немцев, не получая действенной помощи от вышестоящего командования, они больше месяца сковывали сначала армейский корпус, а потом усиленную дивизию противника. Причем в то самое время, когда решалась судьба Ленинграда. 12 октября противник при поддержке артиллерии и авиации произвел высадку войск на остров. В конце октября 1941 года в связи с невозможностью снабжать осажденный полуостров, и с приближением ледостава было принято решение об эвакуации гарнизона Ханко и часть командного и личного состава были на катерах вывезены в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград.
В октябре 1941 года при бомбёжке острова он получил ранение - ему осколком отсекло пальцы на правой ноге и от большой потери крови он потерял сознание, очнулся уже у немцев в лазарете. Сначала советские военнопленные работали на лесозаготовках в Финляндии. Но они устроили забастовку – почему они воевали с немцами, а работают на финнов. Приехали эсэсовцы, расстреляли каждого 10-го красноармейца, остальных угнали в Германию. Вначале Морозов К.М. попал в концлагерь – но ему повезло – его взяли работать на ферму. Всю войну он батрачил на немцев, питался очистками, а в апреле 1945 года был освобожден нашими войсками.
Константин Матвеевич остался дослуживать в городе Магдебург на советской зоне Германии командиром стрелкового отделения 62 отдельного рабочего батальона, а потом – 8 Отдельной трофейной бригады. Он был расквартирован на квартире у немцев. И с хозяйской дочкой Магдой у него случился роман. Кто-то из сослуживцев рассказал об этой связи начальству - наверное из зависти, поэтому его решили демобилизовать от греха подальше.
В 1947 году Константин Матвеевич вернулся на свою родину в Кировскую область, в Вятско-Полянский р-н, в г. Сосновка. Устроился работать учетчиком на лесопилке, в 1948 году женился. Там же в 1949 году у них родилась дочь Людмила, в 1950 сын Анатолий, в 1955 дочь Зинаида. В 1956 году семья переехала в город Сталинск, где родились сыновья Павел и Михаил. В Новокузнецке Морозов К.М. трудился уборщиком горячего металла в обжимном цехе КМК.»
|