|
Пеняйкин Георгий Григорьевич |
15.03.1918 - 09.10.1997 гг.
|
Участник Великой Отечественной войны. Ефрейтор, механик танка Т-34, 96-го стрелкового полка 21-й Пермской дивизии.
Награды: орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».
|
Мы в вечном неоплатном долгу перед ними
Семьдесят лет отделяет нас от последних залпов Великой Отечественной войны, и кажется, всё позабылось, раны должны зарасти. Но это не так... Ведь за каждым солдатским именем — жизнь и неповторимая судьба. Жил на земле человек, внешне неприметный, умел работать, любить, мечтать. И вдруг, война... Все мечты, надежды на счастье рухнули в одночасье. И хочется понять, представить, о чём думал молодой 23-летний парень, мой прадедушка Пеняйкин Георгий Григорьевич, когда уходил на фронт. Он был молод, отчаянно хотел жить.
В преддверии празднования 70-летия Великой Победы я попросил свою бабушку рассказать мне о её отце. Вот о нём-то, о моём прадедушке, и будет рассказ. Родился Георгий Григорьевич в селе Зарубило Топкинского района 15 марта 1918 года. Образование - 7 классов. Свой трудовой путь прадедушка начал в колхозе им. Фрунзе Юргинского района в 1936 году. Был учётчиком тракторно-полеводческой бригады. В 1938 году женился на прабабушке Вельмискиной Марии Андреевне. В этом же году стал обучаться в Петропавловском сельхозтехникуме, по окончании которого приобрёл специальность механика по комбайнам.
До призыва в армию работал техником по комбайнам Копыловской МТС Юргинского района, откуда и был призван в ряды РККА на Дальний Восток в г. Спасск. По воспоминаниям моего прадедушки, война для него началась в 1939 году на реке Халхин-Гол в Монголии. Он служил тогда в 5-ой Дальневосточной двадцать первой Пермской Краснознамённой дивизии. Однажды их в качестве речников-подводников отправили исследовать русло реки Халхин-Гол на предмет нахождения там мин. 18 дней длилась эта операция. После чего все самолётом были вывезены в город Спасск. Служба продолжалась. Георгию Григорьевичу присвоили звание ефрейтора, мастера подводного дела и подводного речного оборудования.
Наступил 1941 год. Все готовились к демобилизации. И вдруг сообщение: «... Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому правительству, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов найти города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом... Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Как гром среди ясного неба прозвучали эти страшные слова.
Георгий Григорьевич в беседе со своими детьми рассказывал: «К концу июля 1941 года наша часть прибыла в Иваново-Вознесенск на формирование. Стал механиком - водителем танка Т-34 девяносто шестого стрелкового полка двадцать первой Пермской дивизии.
Первое боевое крещение, особенно запомнившееся, было при взятии железнодорожной станции «Свирь-2» недалеко от города Тихвин. Насыпь железнодорожная была семь метров в высоту, водонапорная башня была старинной кладки и, казалось, была неуязвима, так как на её вершине немцы установили крупнокалиберные пулемёты. Наша пехота несколько раз пыталась преодолеть железнодорожное полотно, захватить водонапорную башню. Но всё было тщетно. Тогда пехоту подкрепили тремя танками, один из которых вёл я. Станция была взята, наши два танка были подожжены, мой танк подбит. Но противника мы со станции «Свирь-2» выбили. Я остался без машины и попал в пехоту.
В боях за станцию Свирь я был ранен в грудную клетку и левую руку (снайпер «кукушка»), попал в госпиталь города Волхова, с эвакуацией - в госпиталь города Уфы. После лечения в госпитале был отпущен до полного выздоровления домой, то есть в колхоз имени Фрунзе Юргинского района на шесть месяцев. В колхозе пробыл не 6, а 8 месяцев и не только отдыхал, но и работал председателем колхоза имени Фрунзе.
После полного выздоровления (5 месяцев пролежал в госпитале, 8 месяцев пробыл дома) в августе 1943 года был вновь призван в ряды Советской Армии, попал в сто двадцатый запасной полк». А пуля у моего прадедушки так и осталась около сердца на всю жизнь: операцию делать было опасно.
Осенью 1944 шла уже в Польше стали отбирать специалистов для Армии и отправки на Дальний Восток. И мой прадед, как танкист, попал в танковые войска и направлен был на Дальний Восток. Части остановились в городе Калеке на формирование, Георгий Григорьевич остался в городе Канске, так как открылись старые раны. После лечения в госпитале города Канска попал в Барнаульское пехотное училище, был инструктором по вождению танков. День Победы встретил в городе Канске.
Летом 1947 года демобилизовался и приехал в город Кемерово. Устроился работать мастером ФЗО в училище 22 по подготовке автослесарей. После года работы направлен в Крапивинский район механиком по комбайнам на уборку урожая. После уборочной вернулся в г. Кемерово и устроился работать в почтовый ящик Ш 319 (сейчас это завод «Прогресс») старшим мастером ОТК. Проработал там до конца 1949 года и по состоянию здоровья уволился. Поступил работать в совхоз «Хорошеборский» механиком по сельхозмашинам. В 1978 году вышел на пенсию».
У моего прадеда на фронте погиб в 1941 году старший брат Пеняйкин Яков Григорьевич, 1904 года рождения; двоюродный брат Пеняйкин Степан Фёдорович 1916 года рождения, погиб в 1942 году.
И каждый год, 9 Мая, моя семья празднует День Победы и чтит минутой молчания всех погибших в этой страшной войне. Мы, молодое поколение, в неоплатном долгу перед ними...
Материалы предоставил правнук Колпаков Александр Денисович
|
|
| ПИСЬМА И РЕЛИКВИИ |
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |