 |
Семенюта Алексей Константинович |
30.03.1922 - 15.05.2012 гг.
|
Участник Великой Отечественной войны.
Родился в городе Гуляй-поле Запорожской области Украинской СССР. В армию Семенюта А.К. был призван в городе Мариуполь, недалеко от Гуляй-поля, служба началась в г. Гатчинске. Во время военных операций неоднократно был ранен. С начала 1942 года воевал в составе кавалерийского корпуса генерала Белова кавалеристом в течение 4-х месяцев, опять ранение, с ногой в гипсе пролежал несколько месяцев.
В начале 1944 года был коноводом при штабе маршала Баграмяна И.Х. Приходилось видеть знаменитых полководцев непосредственно поблизости. Так, в 1942 году, будучи в оцеплении, видел маршала Рокосовского К.В., в окружении других офицеров видел маршала Черняховского.
Имеет награды: орден Отечественной войны II степени, медаль Жукова, орден Красной Звезды, медаль «За отвагу» , юбилейные медали к 20, 40, 50, 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
|
Отец – Семенюта Константин Филонович с детства приобщил сына к уходу за лошадьми, привил тягу к работе с ними. Алексей Константинович вспоминает случай, происшедший в период гражданской войны в России и на Украине. В Гуляй-поле базировался в 1918-1920 гг. со своим повстанческим войском знаменитый батька Махно Нестор Иванович, в то время он помогал Красной армии в борьбе с петлюровцами. Отец Махно и дед Алексея Константиновича жили через балку. При наступлении они случайным снарядом разбили «причикок» – пристройку к дому. Дед дождался появления батьки Махно, взял его за грудки… «Что ты наделал, бесов сын?!». Виноватый Махно успокоил деда, его солдаты быстро всё отремонтировали, кроме того, подарил ему машинку «Зингер», которая могла шить и толстую кожу – по тем временам была ценная вещь.
В семье Алексей Константинович был вторым ребенком. У него было 3 сестры – Галина, Мария, Ольга. Алексей Константинович окончил начальную школу. Учитель ему пророчески предсказал будущую профессию – «будешь конюхом». Отец держал детей в строгости. Курить, ругаться матом в семье было запрещено. Не курить помог и ремень отца. В 33-м году семья пережила голод. В обмен на продукты мать пожертвовала своими девичьими нарядами.
В армию Семенюта А.К. был призван в городе Мариуполь, недалеко от Гуляй-поля, служба началась в г. Гатчинске. Начались оборонительные бои. После захвата немцами Киева – отступление, переправа через Днепр. С войсками эвакуировалось под бомбёжками население, скот. При оборонительных боях под деревней Сартаны Мелитопольского района Алексея контузило. При взрыве вражеского снаряда его почти полностью засыпало землей, только ноги в сапогах снаружи торчали. Откопали товарищи. Отправлен был с контузией в госпиталь г. Кокчетава. Три месяца пролежал глухим. Из госпиталя попал в школу младших командиров, но учеба быстро прервалась. Под Смоленском шли тяжелые бои. Маршевыми ротами все 1600 человек из училища были переброшены под Смоленск. Там служил в минском полку 82 мм минометов. После затяжных 3-х месячных боев опять ранение осколком в ногу. Опять госпиталь в Кировской области Слободском районе. С начала 1942 года воевал в составе кавалерийского корпуса генерала Белова кавалеристом в течение 4-х месяцев, опять ранение, с ногой в гипсе пролежал несколько месяцев. Памятным стало столкновение наших войск с немцами при их сопротивлении в бункере. Из-за поворота здоровенный немец неожиданно занес приклад над головой Алексея, но его товарищ мгновенно отбил удар немца. Противника выкурили из хорошо оборудованного бункера.
Пулеметный расчет, где Алексей Константинович воевал первым номером, насчитывал еще 5 человек – у станкового крупнокалиберного пулемета один только ствол весил 32 кг, второй номер нес колеса, четверо несли боеприпасы.
Сильные бои под Белоруссией в 1943-1944 г., где участвовал при наступлении их пулеметный расчет, были под Сухиничами, Козельском. Под Смоленском высоту «Крестьянская гора» брали 4 раза после сильных контратак. На глазах гибли товарищи, над ними вели воздушные бои, прямо в их расположение упал сбитый летчик, майор – череп наполовину снесен… Война не щадила женщин-санитарок. Невозможно было смотреть на окровавленную, раненую в живот санитарку.
В Белоруссии в окопах и блиндажах настелили ветки, сверху плащ-палатки и так спали. Что характерно, практически не простывали. В Белоруссии большим подспорьем была «бульба» – картошка, как правило, крупная и вкусная.
Немцы применяли запрещенные международной конвенцией снаряды со шрапнелью, сотни мелких шариков поражали солдат. Видели со своим пулеметным расчетом они и результаты работы наших «катюш» – воронки небольшие, зато по большому диаметру все как сбрито. С боями прошли Литву. Позади оставили занятую нами, хорошо укрепленную крепость в Двинске. Реку Двину форсировали под прикрытием специально пущенной дымовой завесы, первыми прошли танки, потом, пехота. Иногда, после нескольких атак, пулеметный расчет терял больше половины солдат, ведь приходилось быть всегда впереди.
В начале 1944 года был коноводом при штабе маршала Баграмяна И.Х. Приходилось видеть знаменитых полководцев непосредственно поблизости. Так, в 1942 году, будучи в оцеплении, видел маршала Рокоссовского К.В., в окружении других офицеров видел маршала Черняховского И.Д.
Ветеран вспоминает: «В конце 1944 г. - начале 1945 г. участвовал в наступлении наших войск в Восточной Пруссии. Однажды, при нашем наступлении, немцы предприняли контратаку, наш расчет оказался в лесу один, немцы нас не обнаружили. Когда наши опять перешли в наступление, мы со своим расчетом им уже помогли их гнать.
В Кенигсберге немцы вдоль железнодорожных путей оставили вагоны с балластом, чтобы нас сдержать, но наши тяжелые танки разметали их снарядами. Пришлось побывать на даче фашистского рейхсмаршала авиации Геринга Г.: обустроенные охотничьи домики, пруды с рыбой (мы ее глушили гранатами). Много дикого кабана, косуль, фазанов. Одного убитого нами кабана варили несколько часов – такое жесткое мясо. В районе этой дачи нас поставили в оцепление – 3-4 кольца, должно было состояться совещание командного состава фронта. Здесь и произошел один из запоминающихся случаев. Перед совещанием один майор решил проверить солдат оцепления, не думая о последствиях такой проверки. Первым его увидел я. На мой окрик: «Кто идет?» он не ответил, не ответил и на повторный, тогда, согласно Уставу, я вынужден был стрелять. Одиночным автоматным выстрелом ранил его легко в руку. Меня взяли под арест, потом заставили в песке копать яму, выстроили бойцов в шеренгу ну, думаю, всё, конец. Но тут команда «отставить», и вместо расстрела мне объявляют благодарность. А этого майора отправили в госпиталь, затем в штрафбат. Выручил не кто иной, как бывший опальный маршал Кулик. Мои действия признали правильными. В марте 1945 года ранен в лопатку и по август 1945 года был в госпитале».
В совхозе «Победитель» ветеран войны работал с сентября 1960 г. по май 1982 года после ухода на пенсию конюхом, объездчиком-фуражиром, лесником. С 1984 года по 1987 год вновь работал конюхом первого отделения совхоза.
За период своей трудовой деятельности неоднократно поощрялся за добросовестную безупречную работу денежными премиями, благодарностями. Постоянно принимал участие в конно-спортивных соревнованиях, занимал призовые 1 и 2 места, был награжден районной чемпионской медалью и лентой. Вместе с женой Галиной Ефимовной, постоянной и верной спутницей его семейной жизни, с 1960 года вел образцовое домашнее хозяйство. Держали корову, свиней, кур. И теперь, когда пришли преклонные годы, постоянно находит себе работу на дворе. О трудных фронтовых годах лишний раз предпочитает скромно умалчивать, на глазах ветерана сразу выступают слезинки...
Материал собрала: Межова Наталья Геннадьевна
(Мариинский района, п. Первомайский)
|
|
|
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |