|
Столбов Максим Николаевич |
15.11.1919 - 22.11.1999 гг.
|
Участник Великой Отечественной войны. Родился в селе Ново-Хмелевка Тогульского района Алтайского края. В 1939 году его призвали в армию. Великая Отечественная война застала Максима Николаевича в Литве на границе с Восточной Пруссией. Участвовал в битве за Москву. После воевал на северо-западном фронте. Войну закончил там же, где и начинал – в Прибалтике. В 1946 г. в звании лейтенанта распрощался с военной карьерой, прослужив в общей сложности 8 лет. Военные заслуги отмечены 16 правительственными наградами.
Награды: орден «Отечественной войны II степени», орден Красной Звезды, медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», медаль «За оборону Москвы», медаль «За отвагу».
|
Воспоминания Столбовой Любови Максимовны о своём отце
Столбов Максим Николаевич родился в селе Ново-Хмелевка Тогульского района Алтайского края. В 1939 году его призвали в армию. Службу проходил в Прибалтике, в войсках НКВД: охранял железнодорожные сооружения и особо важные промышленные предприятия в Литве, на границе с Восточной Пруссией. Там его, молодого солдата, застала Великая Отечественная Война, которую он прошёл от самого начала и до самого конца.
В начале войны наши войска, выходя из одного окружения и попадая в другое, отступали. По воспоминаниям Максима Николаевича, на второй день войны сдали Каунас, на четвёртый – Вильнюс, на шестой - Минск. Так дошли до Смоленска. Воевали винтовками образца 1921 года. Вместе со своей седьмой Гвардейской стрелковой дивизией отступал до самой Москвы. Для взятия Москвы немецкое командование стянуло значительные силы. «Возьмём Москву – будете отдыхать», - такое напутствие дал Гитлер своим солдатам перед наступлением на столицу нашей Родины осенью 1941 года.
5 декабря 1941 года наша дивизия стояла в лесу. Только что взяли деревню Крюково, до Москвы оставалось всего 18 километров. Сталин все силы бросил на оборону Москвы, и это оправдало себя: немецкий фронт мы всё - таки оголили. Из Сибири и Дальнего Востока пришли дополнительные дивизии. Появились танки Т–34. Враг поджигал все деревянные постройки, а их было большинство, поэтому всё Подмосковье было охвачено заревом пожарищ. В сражении под Москвой немцы пошли на отчаянный шаг. Ни до, ни после я не видел ничего подобного. Это была предпринята немцами психическая атака. Мы узнали из разведывательных данных о том, что она готовится, и стали ждать. Расположились в деревне. Выбив нижние брёвна домов, сделали амбразуры для пулемётов. Наш комполка майор Воронцов обошёл весь полк, побеседовал с каждым бойцом. Майор приказал не стрелять без команды, когда противник пойдет в психическую атаку. И вот из леса строем вышли немцы. Звучала музыка. Это зрелище действовало угнетающе. Когда стали видны лица врагов, запустили сигнальную ракету – и мы дали залп, потом ещё и ещё… Потом с возгласами: «За Родину, за Сталина!», с криками «Ура!» мы пошли в атаку. Сражение было выиграно. Немец, чтобы избежать окружения, бежал так стремительно, что мы, преследуя его с полудня и до вечера, прошли 80 километров по шоссе Москва – Ленинград, не вступая в бои.
Дальше Максим Николаевич воевал на Северо – Западном фронте. И не расставался со своим тёзкой – станковым пулемётом «Максим». Он воевал в Московской, Калининской, Калужской областях. Дошёл до Прибалтики. Там наши войска окружили 30 немецких дивизий и 8 мая 1945 года принимали их капитуляцию. И войну Максим Николаевич Столбов закончил там же, где и начинал воевать – в Прибалтике. Здесь распрощался с военной карьерой в 1946 в звании лейтенанта, прослужив в общей сложности 8 лет. После войны женился на прокопчанке и переехал жить в г. Прокопьевск. Военные заслуги отмечены 16 правительственными наградами.
Столбова Любовь Максимовна рассказывает о своём отце
|
|
| ПИСЬМА И РЕЛИКВИИ |
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |