|
Ткач Михаил Егорович |
1912 г.
|
Участник Великой Отечественной войны. Попал на фронт 25 декабря 1941 года. 14 июля 1944 года, был тяжело ранен. Домой вернулся инвалидом и с января 1945 года начал работать учителем.
|
Воспоминания
Родился в ноябре 1912 года в селе Островка, Ижморского района. Родители крестьяне, переселившиеся с Украины в 1890-х годах. В Островке окончил 3 класса, так как четвёртого класса там не было, удалось поступить в 4-й класс Малопесчанской школы, где и окончил 5-й класс в 1929 году. Шестого класса в то время здесь не было, поступил в Колыонскую ШКМ, где окончил седьмой класс в 1931 году. В это время осуществлялся Закон о Всеобщем начальном образовании (ВНО) и ликвидации неграмотности взрослых, в каждом населённом пункте открывались школы, а учителей не хватало. Вот наш весь седьмой класс досрочно выпустили и направили в РАЙОНО (тогда назывался райсовнарпрос), где мы прошли краткосрочные курсы-инструктаж и направлены учителями в школы.
Работать приходилось трудно, днём занимались с ребятишками, а вечером с неграмотными и малограмотными взрослыми в приспособленных помещениях, не хватало бумаги и учебников, а главное не хватало знаний и навыков у нас учителей. В зимние и летние каникулы нас собирали в райцентр на курсы, где мы учились и перенимали опыт у старших учителей. Так длилось до 1937 года. В 1937 году оформился на заочное отделение Мариинского педучилища и окончил его в 1940 году.
В армию на действительную службу учителей тогда не брали, давали отсрочку от призыва, а в 1940 году отсрочку отменили и многих ребят младших возрастов призвали в армию на действительную службу, я попал в переменный состав запаса и в 1940 году призван на военные сборы в г. Омск, в запасной зенитный артиллерийский полк. По окончании сборов продолжал работать учителем в Святославской школе, Ижморского района.
Окончился 1940-41 учебный год. Я находился в отпуске. В воскресенье 22 июня 1941 года колхозники праздновали окончание весеннего сева, веселились весь день и не знали о нагрянувшей беде. Утром 23 июня ко мне пришёл товарищ, коллега, сказал мне о нападении Германии и пошли на митинг, где мы услышали сообщение о нападении фашистской Германии на нашу Родину. Народу было много, люди посуровели, преобразились, повсюду слёзы и проклятья фашизму. В этот день из нашего села Святославки призвали на войну около 30 человек.
Меня вызвали в военкомат 25 июня, но отправили обратно домой. Вторично вызвали 30 июня и опять вернули домой и только 30 июля меня призвали и направили в Новосибирск, в 35-й запасной артиллерийский полк, где я проходил обучение, а затем зачислен в полковую школу младших командиров где проходил обучение до 25 декабря 1941 года.
25 декабря 1941 года, в звании младшего сержанта отправлен на фронт. Эшелон был большой, ехали без оружия. Ехали через Волгу, Беломорск на Карельский фронт. Первые ужасы войны увидел своими глазами 21 января 42 года. Где то на полустанке Кировской железной дороги, перед Кандалакшей, на наш безоружный эшелон налетело 5 немецких бомбардировщиков и 3 истребителя и разбомбили наш эшелон, от этой бомбёжки мы потеряли около ста человек убитыми. 25 января мы прибыли в Кировск, в запасной артполк, где и находились до 15 марта.
Фронтовая жизнь моя началась на Кестеньгском направлении в 30-м истребительном противотанковом дивизионе 205-й Стрелковой дивизии. Когда я прибыл в 30-й отдельный дивизион, он только формировался. Было два противотанковых 45 мм орудия, три офицера и несколько сержантов, затем стали пополнять личным составом и техникой. Когда дивизион был полностью укомплектован техникой и личным составом, нас перевили в подчинение командующего артиллерией дивизии и ставили на танкоопасные направления.
Карельский фронт особенный. Там не было сплошной линии фронта. Много озёр и непроходимых болот. Между озёрами и болотами, где можно прорваться к Кировской железной дороге, которая связывала Мурманск со всей страной, проходила линия обороны, на этих линиях и сосредотачивались войска противника и наши. В частности наше Кестеньговское направление. Кестеньга – это районный центр, находится километров в шестидесяти от железной дороги в сторону Финляндии. Туда и идёт железная ветка от станции Лоухи, Кировской железной дороги. Немцам нужно было захватить станцию Лоухи, чтобы перерезать железную дорогу, отрезать Мурманск, Кировск и др., от всей страны. Фашисты были уже в 7-ми километрах от этой станции, но наша дивизия сходу отбросила немцев на сорок второй километр и там закрепились, но взять Кестеньгу не удалось. В мае 1942 года часть нашей дивизии пошла в обход правым флангом, нашей пехоте удалось зайти с тыла и перерезать путь отхода немцам, но из-за распутицы, бездорожья, тяжёлая артиллерия не смогла подойти вовремя, и пехоте пришлось отойти под прикрытием нашего дивизиона. В этом бою наш дивизион держал настил через болото и не дали прорваться немецким танкам. После майских боёв мы держали оборону в центральной части и на правом фланге.
Война – это тяжёлый физический труд под свист пуль и осколков, кто больше трудится, укрепляет свою позицию и укрытие в обороне – дольше выживает и одерживает победу. Оборона наша была активная. Мы часто выходили на передний край, наблюдали за противником, отыскивали огневые точки противника, выводили свои пушки на прямую наводку и уничтожали эти точки. Не обходилось без жертв. Помнится мне мой последний бой. Вышли мы на огневой рубеж ночью, отрыли траншеи неглубокие, наступил день. Я со своим отделением справа, слева отделение первого взвода. Получен приказ выбить противника из траншей. Пошли в атаку скрытно, но противник нас заметил, открыл огонь и я был тяжело ранен, командир первого взвода и сержант пулеметчик убиты, атака захлебнулась, меня отправили в санчасть. И только после, когда на плотах переправили по озеру пушки, противника выбили с этого плацдарма.
В 1944 году вся наша дивизия была в движении, особенно летом. Шли обходным путём. Каждой части отводится участок для строительства дороги, корчуем пни, роем кюветы, делаем насыпь, на болоте делаем настил. Заканчиваем один участок, движемся вперёд, получаем новый участок, а по дороге движется вся техника военная. Встречаются немецкие гарнизоны, приютившиеся на островках между озёр и болот, громим и движемся дальше. При уничтожении таких гарнизонов пришлось участвовать. Между трёх озёр расположились два немецких гарнизона. Наша пехота взять их не могла, мешали огневые точки. К одному гарнизону подвезли полковую пушку, а ко второму противотанковую пушку и моё отделение противотанковых ружей. Подошли ночью, отрыли огневые позиции и укрытие, утром по сигналу открыли огонь, уничтожили огневые точки, пехота пошла в атаку и разгромила гарнизоны. В этом бою погиб командир полковой пушки и два пулемётчика, у меня разбило осколками противотанковое ружьё и вещмешок, сам я остался невредим. За этот бой я награждён медаль «За отвагу».
Через неделю после этого боя, 14 июля 1944 года, я был тяжело ранен, и закончилась моя фронтовая жизнь. Домой вернулся инвалидом и с января 1945 года начал работать учителем. Весть о победе услышал на уроке в Островской школе. Это был день радости, ликования и слёз. Школьники, весь народ, вышли на улицу, с флагами по деревне, на митинг Победы.
Ткач М.Е.
Материалы предоставила: Антонина Михайловна Балтян
|
|
|
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |