Из воспоминаний Марии Семеновны: «Учеников в школе было много, сидели по трое за партами. Мне дали четвертый класс. Отработаю день, а после занятий пешком домой иду. За спиной рюкзак с книгами и тетрадками. А дома еще планы писать. А утром полпятого встаю и опять пешком в школу. Идти надо было часа полтора-два. Так почти год ходила. Потом завуч сжалилась, взяла на постой к себе».
Ходила пешком в школу в резиновых маминых сапогах, а около школы переобувалась в единственные туфли и в них работала. Голод, нищета. Хлеба считанные граммы. И отдельно давали талоны на месяц: крупы граммов двести, масла, лапши понемногу. Картошки не хватало на посадку, так мы очистки использовали. Ну хоть мелкая, но была картошка. «С утра пришли на работу. Радио в школе не было. И тут Евдокия Михайловна Марьина, такая же молоденькая учительница , прибегает говорит: «Сегодня же кончилась война. Девятое мая, день Победы!» Директор не верит, потом еще кто-то подтвердил.Нас отпустили по домам. Я скорее в Спасск рванула прямо в своих брезентовых тапочках, по грязи. Асфальта-то и в помине не было. Дошла до моста , помыла ноги и к маме на работу. Гляжу: на площади митинг идет и вся молодежь собралась. Все веселятся, а я в слезы. У моих подружек отцы не были на войне-кто старый, у кого бронь. И только у меня одной мой папа, Семен Иванович Старцев, погиб...»
Всю свою жизнь проработала в школе, была учителем начальных классов. Ее любили ученики, хотя она была строгая и справедливая, но очень добрая и улыбчивая. Не повышала голос на учеников, а терпеливо объясняла и разъясняла все ситуации среди детей. Мария Семеновна из той категории людей, которые привыкли добиваться все сами. Так же и детей воспитала. Сын проработал в шахте сорок лет. Дочь столько же в медицине».
Информацию предоставила дочь, Алексеева Тамара Михайловна.
|