Рассказывает о своем дедушке Елена Васильевна Барсукова:
«История одного боя. Мой дед Басов Николай Евграфович родился в 26 марта 1908 г в селе Ануйское Алтайского края Смоленского района.
Это рассказ о герое. О необыкновенном герое. О человеке, который прошел тысячу трудных боев и вышел из них победителем, который сто раз погибал и не погиб. О человеке, который защищал нашу Родину от врагов. Это рассказ о моем дедушке.
Он был солдатом – героем, один из тех, кто победил фашистскую Германию.
Жил и трудился в колхозе, выращивал для страны хлеб. Растил двух дочерей и сына. 17 июня 1941 года родился четвертый ребенок - мой папа Басов Василий Николаевич.
А 22 июня 1941 года - советские люди с замиранием сердца слушали голос Левитана из репродуктора, который заставил содрогнуться - началась Великая Отечественная Война. Напал на нас злой и сильный враг-фашистская Германия. Никогда еще не было врагов страшнее…
Село Ануйское небольшое, добровольцев набралось около 40 мужчин, провожали их всем селом, в надежде на скорое их возвращение.
Из воспоминания деда об одном страшном кровавом бое:
— Это было весною 1943 года, солнышко прогрело землю, и в лесах и полях все ожило, природа считаться с войной не хотела, сквозь огонь и дым, сквозь пожары и разрушения пробивалась, напоминала о себе жизнь. Легче становилась нам в окопах, крепла вера в свою силу, стойкость, верилось, что несмотря на то, что бои вокруг жестокие и враг ещё силен, победа уже близка.
Был трудный бой, длился уже несколько дней и ночей, солдаты израненные, голодные стойко сражались на своих позициях, но враг цеплялся за каждую канавку, за каждый кустик, чтобы удержаться. Перебило снарядом кабель связи (дед мой связистом был), командир батальона отдает приказ возобновить связь любым путем!
- Басов!
- Я - отвечает Николай.
- Миленький, родненький, срочно нужна связь, но фрицы не дают высунуть голову из окопов.
Уговаривать долго деда не пришлось.
- Есть восстановить связь…
И он пополз, вжимаясь всем телом в землю, под вой снарядов и свист пуль. Вдруг откуда ни возьмись в небе появился «мессер», и начал кружить по полю. «Выследил меня всё – таки, гад, и давай меня поливать свинцовым дождём».
Руку пробило, задело грудь, Николай упал и заплакал, «Как же, умру, наверное, сейчас, а там товарищи…» Превозмогая боль, зубами и одной рукой восстановил связь. Выполнил приказ боевого командира, и теперь слёзы радости текли по щекам.
Теперь предстоял путь назад к «своим».
«…Я бежал, пригибаясь от шальных пуль, от разрывов снарядов, но проклятый «мессер» не давал покоя, он как коршун не хотел отпускать свою «жертву…
И вот, они, родные друзья товарищи совсем близёхонько, но совсем рядом взрывается снаряд, я прыгнул в какую-то воронку, а ноги остались на верху, не смог втащить всего себя… И тут опять этот «мессер» прошивает своими пулями каждый клочок земли… Досталось и мне. Как раз по моим ноженькам, прям по пальцам обеих ног пришлось…
Лежу закрыл глаза… и вдруг кто-то тихонько меня трогает: - живой, родимый?
Стал Николай глаза открывать сначала один, потом другой, видит - подползла к нему девушка, на сумке красный крест – медсестра из батальона. Вынимает бинты из сумки и начинает перевязывать раны – осторожно, чтобы не было больно.
- Кругом бой, «мессеры» атакуют, а она приползла.
- Лежу и спрашиваю: - Умру что ли?
- Нет, товарищ, будешь жить!
- А как зовут-то тебя, девочка? - спрашиваю.
- Аннушка – отвечает она. (Как мою жену прямо).
Фашисты палят нещадно, а она ползёт и меня за собой тащит.
Так и спасла Анушка меня, дотащила!»
Долго шла война, но всё-таки остановила советская армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли.
И вот она долгожданная победа!!!
Вернулся дед в своё село израненный, но живой! Один выживший из сорока ушедших на фронт односельчан.
Стоит в селе Ануйское обелиск погибшим войнам во время Великой Отечественной войне, и там 39 фамилий погибших. А мой дед уцелел один из всех.
Награждён Басов Николай Евграфович медалями и орденом. Мы свято храним о нём светлую память и гордимся им. И благодарим его за то, что он нам подарил мирную жизнь.
Умер мой дед в 12 сентября 1956 году от многочисленных ранений.
В глазах уставших - дым войны
Лицо, что поле фронтовое,
Там рвы окопы блиндажи
Остались после боя.
Давно закончил он войну,
Но нет ему покоя.
Гляжу в глаза фронтовику
И вижу поле боя».
|