Из рассказа правнучки Инны Барабаш:
«Жизнь только начала налаживаться, но в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, четырём братьям пришла повестка. На фронт ушли: Николай, Михаил, Андрей и мой прадед Иван. Все дети Марии Степановны вернулись с фронта живыми.
Уже шла война. Иван Иосифович должен был попасть в команду военных специалистов, но в военкомате опоздали - повестка пришла в «последний момент», и пока он добрался по бездорожью в 50 километров до военкомата, его команду отправили по месту обучения. Его, опоздавшего отправили рядовым в артбатарею 120-мм миномётов, где и решилась его фронтовая судьба.
Когда начальник команды готовил данные по карте, мой прадед-новобранец, присматривался к тому, что он делает. И для него это было знакомым, ведь в педучилище изучали топокарты, а также занимались подготовкой данных. Он попросил разрешения у начальника подготовить данные по карте и справился с этим заданием, тем самым получив предложение поехать в военное училище. Так он оказался в Лепельском военно-минометном училище.
Обучение шло по ускоренной программе. Война! Занимались по 12 часов. Бумаги не хватало, писали на чем придется. Свободное время - только на сон. А ещё приходилось ухаживать за лошадями с 5 утра. Ведь минометы транспортировались на конной тяге. Через полгода закончилось обучение в военном училище, было присвоено звание лейтенанта.
И вот фронт. Небольшой город в Воронежской области…Заняли боевой порядок для артподготовки. Открыли по этому городу огонь. Немцы город бросили, отступили.
Дальше мой прадед был направлен на освобождение Харькова, но силы были не равные. Город освободили, но удержать не смогли. Налетели немецкие самолеты и начали бомбить. Во время этой бомбежки Иван Иосифович был тяжело ранен, раздробило тазовую кость. Раненого его доставили в переполненный госпиталь.
Когда рана поджила и дело пошло на поправку он покинул госпиталь и отправился в штаб фронта. Там ему выдали форму «чш» (чистая шерсть), хромовые сапоги, которые он ни разу не получал за время войны, в общем все, вплоть до подворотничка. Предложили должность командира батареи.
И снова резервный полк главного командования, снова укомплектование подразделений части бойцами и техникой.
А затем опять фронт. Весной 1944 его артполк вышел к румынской границе. В начале мая им пришлось форсировать реку Прут, но для бойцов, которые форсировали Днепр, это не стало серьезной преградой.
Румыния их встретила перестрелкой с немцами, а наутро - в Карпаты. Этот подъем был очень тяжелым, кони были не приспособлены. Двое суток забирались на перевал, и все время лил дождь. Измотанные, голодные добрались до города Кымпулунг.
Потом была Австро-Венгрия. Затем Чехословакия.
5 мая в городе Хвальковице, в 50 километрах от Праги свершилась кульминация. Конец войны! От командования комбат Гилёв И.И. получил приказ – двигаться на город Ждяр. По пути встречали массу немецких солдат – шли сдаваться в плен колоннами. Но были и другие, которые не намеревались сдаваться, оказали сопротивление. В этой схватке с врагом моего прадеда накрыло огнем, и он был ослеплен. Это было самое обидное ранение, ведь вот она уже, победа…
Командир взвода нашел профессора в городе Брно, который вернул зрение Ивану Иосифовичу.
… После войны мой прадед попал в 61-ю тяжелую минометную бригаду, где служил начальником разведки дивизиона. Затем снова был командиром батареи. Служил до 1948 года и был уволен в запас.
Вернулся в Солтонский район, на родину. А там голод. Люди садили кукурузу и ею питались. Познакомился со своей будущей женой – Тамарой у них родилась дочь. А через год, в 1949 году его как офицера снова призвали в армию. Теперь уже на Восток. И там еще семь лет он носил погоны до окончательного увольнения.
В 1958 году он переехал в Мыски. Как военный человек Иван Иосифович устроился в военизированную охрану электростанции Томь-Усинской ГРЭС. Был начальником группы, начальником караула, заместителем начальника команды.
В 1962 году появился на свет сын Николай, который является моим дедушкой. По выходу на пенсию прадед Иван, продолжил дело своей семьи в четвертом поколении в направлении пчеловодства. В непростые экономические времена пчеловодство приносило неплохую прибыль, в хозяйстве было сто двадцать пчел и семей и большой скотный двор. Иван Иосифович торговал мёдом по всему югу Кузбасса, а его жена Тамара Васильевна продавала на рынке молочную продукцию и овощи с огорода, параллельно она работала медсестрой на втором районе г. Мыски.
Старость фронтовика скрашивали дети и внуки. Моя мама была самой любимой внучкой, ей дед постоянно показывал свои ордена и медали.
Вот такую долгую, яркую, порой очень тяжелую жизнь прожил прадед. Это жизнь человека, знавшего, что такое подвиг и совершившего его многократно за свою фронтовую жизнь. И в своей мирной жизни был активен, был честен и бескомпромиссен в своих поступках, делах и суждениях о добре и зле.
7 октября 2015 не стало последнего боевого офицера нашего города. Его провожали как героя с государственным флагом и залпами выстрелов, отдавая последние воинские почести комбату Гилёву Ивану Иосифовичу.
|