Галина Алексеевна Попова родилась 17 марта 1922 года в селе Битки Новосибирской области. В 1925 году её семья переехала в город Анжеро-Судженск Кемеровской области, где Галя провела свои детские годы и пошла в школу. Она была активной пионеркой, увлекалась различными пионерскими делами и проявляла интерес к спорту, особенно к легкой атлетике, конному спорту и стрельбе.
В 1936 году семья переезжает в Тисуль. После окончания Тисульской средней школы Галя работала старшей пионервожатой, активно занимаясь с детьми и организуя различные мероприятия. Её одноклассники вспоминают её как жизнерадостную и смелую девушку, которая писала стихи и заметки для местной газеты, она мечтала поступить в литературный институт, и её сочинения всегда получали высокие оценки.
В 1940 году Галя окончила курсы бригадиров-животноводов, а в апреле 1941 года переехала в Новосибирск, где стала корреспондентом газеты «Советская Сибирь». Однако с началом войны её жизнь кардинально изменилась. Галя устроилась на завод фрезеровщицей, затем работала воспитательницей в интернате для эвакуированных детей и одновременно проходила курсы шоферов. Несмотря на это, её мечта была – попасть на фронт.
В письме к отцу она выразила своё желание сражаться с врагом, и вскоре добилась своей цели, приняв присягу в Красной Армии. Галя стала полноценным бойцом и выполняла свои обязанности с мужеством и решимостью. Она прошла, краткосрочные военные курсы и выбрала активный путь борьбы с фашистами, проявляя стойкость и преданность своему делу.
Галина гордо и смело выполняла боевые задания, становясь вожаком комсомольцев. Скромность, веселый нрав и бесстрашие сделали её любимицей однополчан. В первые месяцы после прибытия на фронт её наградили медалью «За отвагу». Она давала предельно точные сведения о противнике, его расположении, силах и вооружении.
В своих письмах с переднего края Галя не упоминала о трудностях фронтовой жизни, оставаясь смелой и жизнерадостной. В одном из писем она описала, как они встречали Новый год в землянке, украсив ёлку и поднимая тосты за победу. Галя писала о своих воспоминаниях о родных и о том, как ей не хватает дома. «Дорогие мои папа, мама и Вовка! – писала Галя домой. — Вот уже наступил победоносный 1945 год. Вы его тоже встречали, наверное, тоскуя о нас? Но не грустите, скоро-скоро мы будем вместе. Мы идем по пути к Берлину, к победе. Девушки мои спят, а мне не спится. Я пишу вам. Хочется рассказать, как мы встречали Новый год.
Бойцы принесли в землянку маленькую елочку, мы ее украсили кусочками ваты, цветными бумажками, кто-то из бойцов искусно сделал из белого полотна зайчишку и усадил его на верхушку елки. Я сделала из ваты деда Мороза – нашего русского, курносого. Елку осветили карманными фонариками. Пришел к нам начальник штаба майор Мельник. Мы пели песни, играл баян, было в землянке тесно, но весело! Мы поднимали тост «За победу!» и кричали «ура!»
В этот вечер мы вспоминали, как встречали Новый год в домашних условиях с друзьями, школьные елки, маскарады. И каждый вспоминал о самых близких и уносился душой в родные края. А теперь девчата все спят, а мне не спится. Я вышла на улицу. Тишина! Где-то, чуть слышно играла гармошка. Редкие снежинки падали с неба. Я протянула ладони – падал снег, такой же, как в Сибири. Мысли, словно ласточки в поле, неслись к вам, родные мои, так хочется побыть с вами, посидеть за родным столом хоть одну минуточку.
А потом мне вспомнилось, что в нашей Сибири сейчас лютые морозы, и сугробы снега иногда выше хат, а тут земля, песок. И вспомнилось, лечу, бывало, на лыжах с высокой горы, дух захватывает, а они, мои ребятишки – пионеры, не отстают от меня. Ветер свистит в ушах, смех и шутки, хорошо, весело было тогда. Посмотрела я на небо, в нем, мерцая, переливались польские звезды, они были крупнее наших, больше чем в Сибири.
Тишина! Такая тишина бывает всегда перед большим боем. Полетят в небо цветные ракеты, забегают меж звезд светлячки – трассирующие пули, огненными мячами полетят над землей снаряды, загремят, засверкают взрывы, полетят снаряды из «Катюш».
Начнется бой. Замрет сердце. Жуткий и прекрасный бой, и чувствуется оцепенение. А потом все чувства уйдут на выполнение, возложенного на тебя, боевого задания».
Галя Попова, как и все, не хотела умирать. Она любила жизнь и в своих письмах говорила, что умереть за Родину не страшно, так как она стоит за культуру и мир, в то время как враги несут страдания и горе: «Сегодня я говорила с бойцами. Один из бойцов спросил меня:
— Вот ты, Галя, бесстрашная. Не боишься умереть?
- Умереть каждому страшно, - ответила Галя. – Люблю жизнь, она прекрасна. И вам, мои друзья, не хочется умирать. Но умереть за Родину мне не страшно. Родина – что может быть дороже! Мы стоим за культуру, а наши враги за уничтожение ее, за варварство. Мы за мир, а они уничтожают людей. Мы хотим для людей счастья, радости, улыбок, а они несут страдания, горе и слезы тяжелого рабства…»
Майор М.Ф. Мельник, в части которого служила Галя, в письме к матери ее – Марии Алексеевне, рассказывал об одном из боевых эпизодов: «…Галя получила задание установить точное расположение противника и его огневые средства. Вооруженная, как всегда, автоматом и четырьмя гранатами, она села на мотоцикл и скрылась в темноте. Проходит час, другой… Назначенное время истекает, а разведчицы все нет. Однополчане начинают беспокоиться. И вдруг, за окном – шум мотоцикла, и на пороге – Галя. Четко отдает рапорт о выполнении задания. Проникнув глубоко в расположение противника, она разведала мост и переправу через реку, огневые точки и их расположение. Это дало возможность разбить врага на подступах к городу Кельце и завязать бои на его окраинах».
За этот подвиг Галя была представлена к ордену Отечественной войны II степени. Накануне этого события Галя написала родителям письмо, которое оказалось последним: «Дорогие мои, мама и папа! Я жива и здорова. Вы там обо мне не особенно горюйте. Мы идем вперед, наш путь – до Берлина. Мы пройдем его с честью. Даром смерти в руки я не дамся, еще подерусь. Я не боюсь умереть, но о смерти не думаю, ведь жизнь так прекрасна. Она улыбается мне своими прекрасными глазами, как синее майское небо Сибири. Воевать осталось недолго. Верьте мне, дорогие, скоро разгромим мы эту фашистскую свору, и тогда я вернусь домой. Я обязательно вернусь и обязательно с победой. А вы оставьте мне первый цветок, который распустится в нашем саду. До Победы! До встречи! Крепко целую! Ваша Галка!»
Она погибла при выполнении очередного боевого задания в ночь с 15 на 16 января 1945 года. Вот как об этом написал ее товарищ майор М.Ф. Мельник: «Галя получила задание установить силы противника. Будучи окруженной фашистскими автоматчиками, сражалась до последнего патрона…»
Её могила находится рядом с братской могилой советских солдат, павших в боях за освобождение польского города Кельце. На могиле отважной разведчицы установлен памятник.
|