Сидоров Андрей Алексеевич – один из миллионов неизвестных солдат, ушедших воевать с родной земли за свою Родину, и не вернувшихся домой. Сколько их таких полегло вдали от дома, не увидев и не обняв напоследок близких и родных людей; солдат, не успевших пожить.… И пусть не отличились они ратными подвигами на полях сражений, а кто-то остался и без наград, лучшая награда для них – наша вечная память и вечный огонь на мемориалах за самое главное, что они сделали – отдали свою жизнь во имя жизни нашей. И каждый из этих солдат достоин воспоминаний и рассказов о нём. Мы хотим рассказать об одном из них…
К сожалению, близкие родственники, которые могли бы больше рассказать об Андрее Алексеевиче, нашем прадеде, уже покинули этот мир. В детстве, наша прабабушка, его жена - Феклиста Степановна, рассказывала о себе, о нём, о том, как нелегко они жили, растили детей, переживали становление Советской власти, как образовывали колхоз «Демьян Бедный», как они трудились и поднимали хозяйство. Мало что из рассказанного ею, мы, её правнуки, запомнили. А сейчас, по скупым строкам пытаемся восстановить события тех лет.
Из рассказов и архивных документов знаем, что наш прадед, Андрей Алексеевич, родился в обычной крестьянской семье, в 1897 г., в селе Сидорёнково Караканского уезда Бачатской волости. Служил в царской армии, воевал на Финской войне, был тяжело ранен в ногу. Вернулся в родное село, работал на земле, пас скотину. У Андрея Алексеевича и его жены Феклисты Степановны родилось семь детей. Старший его сын Фёдор – наш дед.
«Сидорёнково – село старинное…»
В 1941 г. началась ВОВ. Односельчан призывали на фронт. Более 150 человек ушли защищать Родину из села Сидорёнково, 90 из них не вернулись домой. В феврале 1942 года, прадед тоже был призван Беловским городским военным комиссариатом. Никаких документов, писем с фронта до наших времён не сохранилось. Связь с прадедом была потеряна, место прохождения службы неизвестно, похоронки на него не получали. Семья – жена и дети ничего не знали о судьбе солдата. Они надеялись и ждали его на протяжении последующих лет. Сидоров А.А. считался пропавшим без вести.
В канун 65-летия Великой Победы, перебирая награды и документы нашего деда, Сидорова Ф.А., мы нашли пожелтевший листок-карточку учёта с госпиталя, где было сказано, что Сидоров А.А. похоронен в селе Максатиха Тверской области, в июне 1942 г.
Лишь в 1991 году родные узнали о его судьбе. Его жена, Феклиста Степановна прожила долгую жизнь, умерла, так и не узнав, где покоится её муж, не вернувшийся с войны.
Горит Вечный огонь у Дома Культуры села Сидорёнково. На мемориальной плите выбиты фамилии не пришедших с войны односельчан. Их имена – священны. Среди них и имя нашего прадеда – Сидорова Андрея Алексеевича. Низкий поклон им и вечная память…
Мы, молодое поколение – правнуки Сидорова А.А., стали собирать сведения о боевом пути прадеда. Кроме того, что он служил в 26 Стрелковом полку и даты призыва, мы ничего больше не знали. Начались поиски. Благодаря Объединённой Базе Документов «Мемориал» Министерства Обороны РФ, мы смогли ознакомиться с подлинными документами 1942 года о безвозвратных потерях рядового и сержантского состава Советской армии Северо-Западного фронта, где была указана фамилия и дата смерти нашего прадеда-21.06.1942г. Нашли записи о бойце Сидорове А.А. во Всекузбасской Книге Памяти Кемеровской области, Книге Памяти Тверской области, ознакомились с картами боевых действий, где проходили ожесточённые бои, написали запросы в Центральный Архив Министерства Обороны г. Подольска, в архив Военно-Медицинского музея Министерства Обороны РФ в Санкт-Петербурге. С нетерпением ожидали ответа на запрос.
Нескоро, но ответы пришли. В них говорилось, что 26 стрелковый полк входил в состав 7-ой Гвардейской стрелковой дивизии, которую обслуживал 10-ый медико-санитарный батальон. Из справки мы узнали, что красноармеец Сидоров А.А. находился на излечении с 01.06.42г. ППМ 26 стрелковый полк, затем 10-ый Отдельный Медико-санитарный Батальон, затем ППГ 2205 с 12.06.42г. в эвакуационном поезде № 76, в котором умер 21.06.42г., от общего истощения и интоксикации.
Знакомясь с материалами боевых действий 1942г., пришли к выводу, что 26 Стрелковый полк, в котором служил наш прадед, входил в 7-ую гвардейскую стрелковую дивизию, в составе 1-ого Гвардейского стрелкового корпуса под командованием полковника Бедина, который принимал участие в Демянской операции. Так мы отследили боевой путь Сидорова А.А.
В течение двух с половиной лет, с 09.08.1941 г. по 18.02.1944г. войска Северо-Западного фронта вели ожесточённые сражения на Демянском плацдарме. Город Старая Русса был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками и стал символом боёв Северо-Западного фронта. В целях его освобождения в близлежащих населённых пунктах был проведён целый ряд оборонительных и наступательных операций, сыгравших важную роль в защите Москвы и Ленинграда, сопряжённых с большими потерями личного состава и не принёсших желаемых результатов в силу недостаточной подготовленности. Войска не смогли ликвидировать Демянскую группировку врага. В этот период Северо-Западный фронт не относился к числу главных фронтов. В связи с этим, он получал небольшие пополнения. Немецкие подразделения, несмотря на то, что находились в окружении с февраля 1942г. получали снабжение по воздуху. Ежедневно в «котёл» прибывали по 100-150 самолётов, доставляющих продукты, боеприпасы и подкрепление. Всё это спускали на парашютах. Леса, болота, речные преграды и озёра немцы использовали, создавая сильнейшую оборону. Сытые, хорошо вооружённые, они вели оборонительные бои из укреплённых блиндажей. В суровых условиях лесисто-болотистой местности нашим бойцам не хватало танков, артиллерии, боеприпасов, подкрепления и продуктов питания. Весной 1942 г. в связи с наступившей весенней распутицей, испортились дороги. 7-ая Гвардейская стрелковая дивизия находилась в тяжёлом положении в плане продовольствия. Подвоз был организован исключительно вьючным способом и вручную. Доходило до того, что бойцам на день выдавали одну банку консервы на 15 человек, 60 гр. сухарей и 2 патрона на одного бойца. Голодные, с голыми руками, они шли в атаку. Как они выжили - умом этого просто не понять…Северо-Западный фронт считался самым гиблым фронтом. Наша армия пыталась наладить организацию снабжения с воздуха. На выручку пришли самолёты «У – 2». Лётчики на бреющем полёте ночами сбрасывали грузы с продовольствием. Часть груза попадала врагу, часть разбивалась о землю, часть просто проваливалась в болото, откуда невозможно было его достать. Бойцы по крохам собирали сухари, питались убитыми лошадьми, варили кору деревьев. Они умирали не только от тяжёлых ран, но и от голода. Среди солдат свирепствовал брюшной тиф. В таких условиях они вели непрерывные бои, не только сковывая силы врага, но и нанося ему большие потери.
21.04.1942г. немцы прорвали кольцо окружения Демянской группировки в районе деревни Рамушево, образовался «Рамушевский коридор», по которому окружённые немецкие солдаты выходили из «котла». Они назвали его «коридор смерти». Здесь погибло 90 тысяч солдат противника и 120 тысяч советских воинов. «Настоящая мясорубка» - так определили наши и немецкие солдаты «Рамушевский коридор».
После того, как мы узнали, что наш прадед похоронен в Тверской области, в братской могиле, мы всё чаще и чаще стали задумываться о том, что обязательно должны поехать туда: поклониться и отдать дань памяти ему, за наше существование и за то, что он ценой своей жизни дал нам, детям, внукам и правнукам жить в мирное время.
От Санкт-Петербурга до Тверской области мы проехали по местам боёв, где до сих пор видны воронки и траншеи. На своём пути мы встречали множество памятников и обелисков, братских могил и захоронений. До сих пор отряды поисковиков находят и с почестями хоронят ранее пропавших без вести солдат. Их труд неоценим, а работы хватит ещё на много лет.
По пути в Максатиху мы неоднократно останавливались возле мемориалов и захоронений, чтобы «отдать дань памяти погибшим бойцам» (фото 6).
В г. Старая Русса Новгородской обл. мы побывали в музее Северо-Западного фронта, где нам подробно, буквально по дням разложили весь боевой путь 7-ой Гвард. стрелк. див., в которой служил наш прадед. С интересом и благодарностью мы слушали рассказ экскурсовода. Мы осмотрели экспонаты и документы тех лет. Тронул за душу рассказ о том, как немцы во время оккупации вывезли из Старой Руссы колокол с местной колокольни, который был отлит в 17 веке в немецком городе Любека, а в 2001 г. немцы вернули колокол обратно. Сейчас он хранится в музее. На сегодняшний момент – это символ примирения когда-то враждебных друг другу стран. На память нам вручили выписки из исторического формуляра и схемы боевых действий Сев.-Зап. фронта с участием 7-ой Гвард. стрелковой див.
Затем наш путь продолжился в Тверскую область.
Максатиха – посёлок городского типа, административный центр Максатинского района Тверской области. Прямо с трассы Тверь – Максатиха, открывается величественная панорама древнего холма. Остановившись на въезде в пос., сразу за указателем в Максатиху, мы увидели обелиск клинообразной формы, устремлённый ввысь. Чуть в глубине - скульптурная группа: солдаты – максатинцы, уходящие на фронт и фигура скорбящей женщины. Это памятник великому мужеству бойцов фронта и тыла.
Проехав по посёлку, мы осмотрели его достопримечательности, посетили краеведческий музей им. А.Е.Смусенка, где интересно и наглядно представлена история и быт этого края. Заведует этим музеем Половецкая Галина Алексеевна - добрый отзывчивый человек. Она радушно встретила нас, выслушала цель нашей поездки, рассказала о своих родителях, воевавших на фронте, ознакомила нас с фотографиями, документами военных лет. В благодарность мы передали в музей собранные нами материалы, фотографии о прадеде, о нашем Сибирском крае, то - что связывало нас в момент поиска. Посетили Совет Ветеранов административного центра, пообщались с ветеранами, поздравили их с наступающим праздником Победы.
Галина Алексеевна предложила сопроводить нас на братское кладбище, где захоронен наш прадед Андрей. По пути она много рассказывала о своём родном посёлке, о людях, которые живут и трудятся в нём.
В годы войны на территории района было развёрнуто 6 госпиталей. Раненых вывозили эшелонами в тыл с Сев.-Зап. Фронта из-под Старой Руссы. На гражданском кладбище захоронено 984 воина, умерших от ран в госпиталях данного района, из них 86 неизвестных. Первое перезахоронение останков умерших произведено в 1955 – 1956 гг., из разрозненных могил, со всего кладбища останки перенесли в две братские могилы, установили плиты с фамилиями воинов, обнесли кладбище оградой. В 1970 г. со станций Сидорково, Ручки, Клевищи Максатинского района перенесли останки воинов на братское кладбище. В том же году установили на нём обелиск Славы из гранита, в память о погибших на войне. В 2005 г. была проведена крупная реконструкция – были заменены все могильные плиты. Ежегодно,9 мая, местные жители чтят память всех, кто не жалея своей жизни защищал Родину и её светлое будущее: проводят траурные митинги, возлагают венки и живые цветы, зажигают поминальные свечи, школьники несут Вахту памяти.
Прочитав не одну сотню фамилий, мы нашли плиту с высеченной фамилией нашего прадеда. Слёзы наворачивались на глазах, ком стоял в горле - трудно было передать словами наши эмоции. Спустя долгих 70 лет, мы нашли место захоронения нашего прадеда Андрея, возложили венок, живые цветы, подсыпали к плите горсть земли с его родного села, той земли, которую он когда-то, в мирное время возделывал. Слёзы и радость, что мы нашли его, переполняли наши сердца, слова благодарности сбивались в отдельные фразы. Мы ещё долго стояли молча у его могилы, мысленно ощущая его присутствие. Он отдал жизнь за нас, за наше будущее, а мы, его потомки, помним, чтим, любим и гордимся им. Нашим детям и внукам мы передадим эту эстафету памяти
Не забывайте о своих дедах и прадедах, воевавших за мир на земле, не предавайте забвению память о них!
|