В боях за Духовщину минометчик Иван Елькин получил осколочное ранение. Шесть месяцев пролежал он в госпитале, достали осколок в палец величиной, который раздробил кость бедра. Другие маленькие осколки так и остались в ноге солдата навсегда. Когда выписали, ходить мог только с костылями, таким после демобилизации приехал домой.
Иван Поликарпович вспоминает: «Хорошо запомнил бой 17 сентября 1943 года за районный центр Духовщины под Смоленском, может быть, потому что он был последний для молодого солдата. Враг отступал и остервенело сопротивлялся. Каждая пядь родной земли была полита кровью наших солдат. Казалось, нет больше сил непрерывно наступать, бежать под пулями, врываться в чужие окопы. Уже и людей мало осталось: кто-то погиб, а кого-то ранило. А здесь приказ – взять приступом районный центр Духовщину. И в который раз всем, в том числе и минометчикам, надо идти в атаку.
Иван Елькин был рядом с командиром роты, помогал ему поднимать людей в атаку. Но беспощадный огонь гитлеровцев заставлял прижиматься к земле. А тут еще замолчал наш станковый пулемет. И тогда ротный, махнув рукой, побежал в сторону умолкнувшего «Максима». Иван за ним. Добежали, плюхнулись на искореженную землю рядом с пулеметом. Смотрят: люди убиты, а пулемет целехонек. Ротный за пулемет, а Иван – за второго номера.
И вновь заработал пулемет. И вновь бойцы пошли в атаку. Но и фашисты не дремали. Вскоре засекли пулемет и открыли по нему огонь из миномета. Первая мина, перелетев, разорвалась метрах в двадцати.
- Это не наша, - сказал ротный, продолжая вести огонь, - А теперь бежим, - закричал он после того, как вторая мина разорвалась, немного не долетев. Иван и командир рванули в сторону и кубарем скатились в ближайшую воронку. Вовремя. От взрыва мины покорежило пулемет.
Потом снова была атака. И так до тех пор, пока не взяли Духовщину. Много ребят не досчитались в том бою. В этом бою минометчик Иван Елькин получил осколочное ранение. Обожгло бедро, но боли сразу не почувствовал. Сгоряча вскочил и, охнув, упал. Раскаленным железом вонзилась боль в тело, затуманила голову.
- Воевал я недолго, - рассказывал в 1988 году корреспонденту Яшкинской газеты ветеран, - лето одно, а в сентябре уже в госпитале лежал. На войне ведь как: час прожил – хорошо, день прожил – еще лучше. О большем и не мечтаешь. Не знаю, кому как, а мне до сих пор удивительно, что жив остался.
День победы 9 мая 1945 года я встретил на больничной койке. 2 мая заболел, и открылась рана. 3 мая положили в больницу с пневмонией и открытой раной, где пролежал 21 день. 9 мая 1945 года был ясный солнечный день. Приходит в палату медсестра и говорит: «Ребята, кончилась война!». Все соскочили с коек, кто мог и стали поздравлять друг друга с Победой. На площади напротив школы № 3 собрался митинг, слышно было музыку. И какой день был! Счастливый, радостный, солнечный, по-весеннему теплый!».
Работал Иван Поликарпович в поселковом совете, в бюро инвентаризации. С 1960 года он пошел работать на цементный завод, в сырьевой цех помощником машиниста сырьевых мельниц. Поначалу не брали, работа тяжелая, а он - раненый. Но добился солдат через кабинет первого секретаря райкома партии, что он сможет работать. А в декабре 1961 года он уже стал мастером смены и 14 лет проработал в этой должности. Но с годами все чаще напоминало о себе ранение. Пришлось уйти. Стал работать инженером по технике безопасности. Имеет медаль «Ветеран труда», знак «Победитель социалистического соревнования 1973 года», много Почетных грамот и Благодарностей.
Умелые руки и любовь к труду Ивана Поликарповича находили воплощение и дома. Многое в доме было сделано его руками, в том числе и сам дом. На стенах висели большие пейзажные фотографии. Это тоже творения ветерана. С возрастом стал он заядлым фотографом. Увлекался фотоделом с юности, но только с выходом на пенсию отдался этому делу полностью. И какое бы ни было торжество на заводе, в поселке, посвящение в рабочие, праздничная демонстрация, парад Победы, он всегда был с фотоаппаратом. Фотографировал и по заданию музея цементно-шиферного комбината, в организацию которого он и сам вложил немало сил. Кстати, первым общественным директором, организатором музея трудовой и боевой славы, открывшемся 10 июня 1982 года в клубе ЦШК, была жена Ивана Поликарповича – Зинаида Дмитриевна Елькина. Благодаря фотографиям фронтовика, мы сейчас можем увидеть, каким был поселок, как жили наши земляки в прошлом веке!
Информацию предоставила внучка Сидоркина Татьяна Владимировна.
|