Рассказывает правнучка Анастасия Евгеньевна Купсер:
«Моему прадедушке Трофиму Федоровичу Баяновскому судьба преподнесла долгую, по-своему счастливую, но полную испытаний жизнь. Родился он в 1898 году, жил в селе Коновалово Беловского района тогда еще Новосибирской области.
Прошел наш дед три войны: гражданскую, финскую и Великую Отечественную. В последней был дважды ранен в одну и туже руку. В 1942 году после второго ранения в Смоленской области деда взяли в плен. Отбывал его он в Литве. Это я узнала на сайте «Подвиг народа», так как родным дед абсолютно ничего не рассказывал об этом жизненном этапе – вроде как, нечем хвастать. В лагере дедушка находился вплоть до 1944 года. После освобождения американскими войсками его оправили эшелоном домой, отчасти из-за того, что война уже подходила к концу, отчасти из-за травмы руки, которая так и не восстановилась.
Дома деда встречала его большая семья: дети и любимая супруга – Евдокия Прокопьевна. Многое пришлось испытать бабуле в годы войны. Вместе с малолетними сыновьями – Иваном и Василием (моим дедушкой – отцом моего папы) она трудилась на ручной разгрузке угля, унесшей немало ее здоровья. А старший сын Баяновских – Николай Трофимович – во время войны служил в личной охране И.В. Сталина и даже охранял жизнь вождя во время Ялтинской конференции союзных держав 1945 года.
Долгие годы после войны участие деда в ней было предано забвению. Пленный, предатель, враг народа… Так было принято считать в то время. Но все изменил случай - встреча с однополчанином в одной из больниц Белова, куда дед пришел по поводу своей военной травмы. В результате стали известны подробности воинской службы и взятия в плен Трофима Федоровича. И вот, в 1976 году на площади перед Домом культуры «Горняк» поселка Чертинский (в который перебралась семья Баяновских) моему прадеду вручили орден Красной звезды!
Хотелось бы завершить свой рассказ душевной историей про деда, но так случилось, что я с ним не успела познакомиться, родилась в 1986 году, а дедушки не стало на четыре года раньше, в 1982-м. Со слов моего папы Евгения Васильевича, дед Трофим был человеком невероятно добрым, мягким и спокойным. С войны он вернулся инвалидом второй группы, но это не мешало ему быть отличным и широко известным в округе деревянных дел мастером. Он рубил дома, мастерил табуретки и другие столярные изделия. Вместе с моей прабабушкой Дуней он воспитал шестерых сыновей и одну, самую младшенькую и на сегодняшний день единственную оставшуюся в живых, дочку – Катюшу. Именно Екатерина Трофимовна и рассказала мне историю боевого пути своего папы.»
|