Рассказывает дочь Татьяна Александровна Дырдина: «Уже после смерти фронтовика семья наткнулась на записи Кравцова: «9 рота 60 стрелковая Краснознаменная дивизия формировалась в д. Волобуево (Орловская обл.). Командиром взвода был Кузнецов. В декабре у отца было тяжелое ранение в голову, перебиты обе ноги. Бойцы попали в окружение, чтобы спасти офицера от расстрела, отец подсадил на какое-то дерево взводного, подав ему туда котелок со снегом, чтобы пить. А когда это дерево и всё вокруг накрыло взрывной волной, Александра Кравцова откопали немцы – так он оказался в плену, из которого ему повезло вырваться. Освободили лагерь в 1945 американцы. Прошёл проверку, сидел в лагере. После освобождения в 1952 приехал в Сталинск к отцу, где встретил Ефросинью Мануиловну в девичестве Красносельская (1930), дочь погибшего Красносельского Мануила Архиповича.
Каждый год на 9 мая Администрация шахты «Октябрьская» приглашала на торжественную встречу ветерана А.С.Кравцова: директор предприятия зачитывал приказ о награждении, вручали премии, юбилейные медали. Самодеятельные артисты Дома культуры исполняли фронтовые песни и, конечно, застолье. «100 грамм фронтовых» за тех, кто не вернулся с полей сражения, за ушедших ветеранов – горняков. А дома, за праздничным столом, ждала семья. Отец не любил вспоминать, больно, там остались его ребята, навеки молодые, как и он. С благодарностью только вспоминал своего взводного. Пытался его искать. Всех, кого освободили в 1945, проходили через жесткую проверку, потом лагеря. Отец выжил, вернулся в Кузбасс. После ухода отца мы с внуками участвуем в городском шествии «Бессмертный полк», фотографии наших родных, героев – воинов А.С. Кравцова, Т. М. Красносельского размещены на городской Стене Памяти, которая устанавливается 9 Мая в парке г. Полысаево. В 2024, впервые в парке, выставляли почтовые карточки, фотографию деда Мануила.
40 лет (с 1954) отдал Александр Сергеевич шахте «Полысаевская-2» («Октябрьская») в качестве наземного электрослесаря. Ветеран угольной отрасли и его жена работали на одном участке шахты. Ударник коммунистического труда, ветеран труда. И, практически, все из семьи стали продолжателями шахтерской династии, начало которой положил дед М.А. Красносельский, не вернувшийся с войны. Большая, дружная семья Кравцовых – Дырдиных трепетно собирает, хранит архивные документы дедов, отцов, а внуки и правнуки будут помнить и гордится героическими страницами семейной истории».
|