Из воспоминаний ветерана:
«Под Шауляем попали в окружение - немцы собрали здесь сильный танковый кулак. В том бою – а я охранял штаб – немцы отсекли нас от основных сил. Командир приказал прорываться небольшими группами. Мы, пятеро, укрылись в лесу, затем пошли вперед. Увидели домик. Трое ушли в разведку, но назад не вернулись. Прождав до темноты, мы решили пойти сами. Держа оружие наготове, постучались в домик. В нём оказалась семья лесника, который сообщил, что товарищей наших не видел. Нас накормили, оставили ночевать. Утром старик отправил нас в блиндаж, вырытый в лесу, а старуха носили нам еду. Через 12 дней, фашисты, прочёсывая лес, обнаружили нас и взяли в плен. Поместили в овчарню большого поместья, нас, военнопленных, оказалось 49 человек. Ежедневно водили рыть противотанковые рвы. Часто слышали раскаты нашей артиллерии – советские войска наступали. Было ясно, что немцы, отступая, не оставят пленных в живых. Посоветовавшись с другими, решили совершить побег. Потянули жребий – кому убрать часового.
Выпало мне и другу – однополчанину. Ночью выломали решётку в окне, сняли часового и пошли на звуки выстрелов. Долго рассказывать, как болотными тропами, изнурённые, добрались мы к линии фронта. Когда обессиленные, услышав русскую речь, с криком «Ура!» бросились вперед, я еле-еле передвигал ногами, голоса уже не было. За месяц плена я весил всего 36 килограммов, все мы держались из последних сил. Подлечившись, я вновь попал на фронт, провоевал полгода до ранения в голову. Госпиталь и снова – фронт, ранение в руку и ногу. В конце марта 1945 года меня комиссовали по инвалидности. 2 апреля 1945 года я вернулся домой к матери в г. Горный Алтай…».
На фронте Великой Отечественной войны 13 ноября 1941 года в селе Мясоедово Курской области у Ивана Никифоровича погиб отец Кузнецов Никифор Ильич.
|