В 1936 году пошла в школу. Закончила 4 класса, а в 1941-ом началась война. О войне Саша узнала рано утром от мамы. Ей тогда было 13 лет. Отец Тимофеев Артемий Иванович ушёл на фронт в самом начале войны. С фронта он прислал всего два письма.
На плечи женщин и стариков легла вся работа, не остались в стороне дети и подростки. Отложив недочитанные книжки, тетрадки и учебники, наравне со взрослыми выполняли любую работу. Работали в поле на лошадях, вывозили от комбайнов зерно на сушилку, на быках возили дрова, заготавливали сено. Спать порой приходилось по два часа в сутки. Работали от темна до темна. Но не жаловались. Понимали – война. Питались в основном с огорода: картошка, капуста, свекла. С хлебом было трудно, почти всё зерно, выращенное в колхозе, отправляли для фронта. Ещё Александра Артемьевна носила почту односельчанам, весточки с войны. Дома, в тылу, писем с фронта ждали с нетерпением. С радостью открывали солдатский треугольник – долгожданную весточку с фронта. Очень тяжело было доставлять похоронки, их нужно было как-то отдать родным. Ещё тяжелее было сообщить матери Капитолине Никифоровне о смерти отца, он погиб в августе 1944-го.
В октябре 1943-го Александру Артемьевну направили в ФЗО на коксохимический завод в г. Кемерово. Совсем ещё юной, хрупкой 15-летней девушке приходилось таскать кирпичи, для строительства печей, выполнять непосильную, для её возраста работу.
Работали во время войны много, но молодость брала своё: хотелось всему научиться, всё попробовать. Александра Артемьевна сама на слух выучилась играть не балалайке. Могла сходу сыграть любую мелодию.
И, несмотря на все трудности, которые выпали на долю Александры Артемьевны и ее молоденьких подружек, они приближали победу, потому что был призыв партии: «Все для фронта, все для победы».
После войны вернулась в родное село. Работала разнорабочей, выполняла любую работу, война многому научила.
Много лет, пока были силы, Александра Артемьевна ухаживала за памятником односельчанам, погибшим в годы войны: подправляла, штукатурила, красила.
|